Налоговый консалтинг и аудит, due dildgence, хозяйственные споры и конфликты, сопровождение инвестиционных проектов, построение холдинговых структур, внешнеэкономические сделки, сложные юридические экспертизы, представительство в судах, налоговое сопровождение сделок с недвижимостью, договорное моделирование

english/русский

Передовые технологии правовой и налоговой безопасности предпринимательской деятельности

Найти:
 

Версия для печати

Методичка для воинствующих налогоплательщиков


Главная » Аналитика » Ответы наших экспертов » Методичка для воинствующих налогоплательщиков

В последние годы налоговые органы, активно противодействуя применению различного рода схем, направленных на уменьшение НДС, все больше прибегают к такой оценочной категории, как недобросовестность налогоплательщика. Что же делать налогоплательщику?

На сегодняшний день наблюдается явная тенденция к ужесточению требований, предъявляемых к налогоплательщикам, желающим реализовать свое право на возмещение уплаченного НДС. Что же делать тем, кто получил от налогового органа официальный отказ в возмещении НДС: надеяться на вышестоящий орган или сразу готовиться к судебному разбирательству?

Во многом благодаря активности государства в борьбе с налоговыми схемами практика возмещения НДС в последние годы претерпела существенные изменения. Прежде всего, фактически изменилась процедура возмещения НДС. Предусмотренный НК РФ досудебный порядок возмещения экспортного и внутреннего НДС постепенно трансформировался в судебный. По статистике основную часть налоговых споров, рассматриваемых в настоящее время в судах, составляют споры, связанные именно с взиманием НДС, причем из них около 80% – это дела по возмещению экспортного НДС, и количество таких споров ежегодно только возрастает. Получается, что налогоплательщикам приходится доказывать свою правоту в споре с налоговыми органами именно в арбитражных судах, которые теперь включены в работу по противодействию незаконного возмещения НДС.
Чем же руководствуются при этом служители Фемиды?

Новый подход арбитражных судов к вопросу возмещения НДС

На сегодняшний день арбитражные суды взяли на вооружение новую методологию рассмотрения споров, связанных с возмещением НДС. Фундамент ее был заложен после выхода в свет определений Конституционного Суда РФ от 08.04.04 № 169-О и от 04.11.04 № 324-О. ВАС РФ, руководствуясь изложенной в них правовой позицией, выпустило письмо от 11.11.04 № С5-7/уз-1355, в котором содержится по сути дела инструкция с прямыми указаниями нижестоящим судам о том, чем должны руководствоваться судьи при рассмотрении споров, связанных с возмещением НДС. В частности, ВАС РФ рекомендовал судам при обнаружении признаков фиктивности сделок, направленности их на уход от налогов, согласованности действий поставщиков и налогоплательщиков, предъявляющих НДС к возмещению, выявлять признаки недобросовестного поведения налогоплательщика. Для этого должны оцениваться сделки налогоплательщиков, их действительность, особенно в тех случаях, когда они не имеют разумной деловой цели, а в качестве критерия при разрешении налоговых споров следует использовать принцип недобросовестности.


Письмо ВАС РФ от 11.11.04 № С5-7/уз-1355 <Об определении Конституционного Суда РФ от 08.04.04 № 169-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Пром Лайн" на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ>.


Укрепляя практику и создавая некое единообразие, ФАС Московского округа в 2006 г. разработал Методические рекомендации по рассмотрению дел, связанных с возмещением НДС. В июне 2006 г. ВАС РФ направил для ознакомления в арбитражные суды  и разместил на своем сайте проект Информационного письма "Об оценке арбитражными судами представляемых налоговыми органами доказательств необоснованности возникновения налоговой выгоды у налогоплательщика", который был утвержден в июле 2006 г.

Благодаря новой методологии, подход арбитражных судов к вопросу возмещения НДС существенно изменился. Безвозвратно ушла эпоха формального юридического подхода к оценке действий налогоплательщиков, наступила эра содержательного и экономического анализа, заключающегося в выяснении всех фактических обстоятельств налогового спора. Теперь в первую очередь анализируются факты, формирующие представление о недобросовестности, которая как дамоклов меч нависает над каждым налогоплательщиком. При этом ключевую роль в понимании того, что же такое недобросовестность, стали играть оценочные категории, такие как реальность расходов, экономическая оправданность, целесообразность, разумность, осмотрительность, наличие деловой цели, антисоциальность и т. д.

В целом, как показывает судебная практика, наблюдается явная тенденция к ужесточению требований, предъявляемых к налогоплательщикам, желающим реализовать свое право на возмещение уплаченного НДС. При этом суды представляют собой серьезный фильтр для отсева замеченных в применении схем налогоплательщиков. Как признают сами судьи, рассматривая дела, связанные с возмещением НДС, они вынуждены выполнять функции налоговых органов, превращая судебное разбирательство по существу в повторную камеральную проверку.

Налоговый реализм – ветер перемен

Надо признать, что за очень короткое время изменения коснулись не только судов, но и самих "защитников" интересов бюджета. Налоговые органы превратились в мощную аналитическую службу, и налоговые проверки приобретают все больше характер "экономических расследований". Благодаря разработанным под грифом "Для служебного пользования" единым регламентам и методическим рекомендациям по противодействию использования различного рода схем, на сегодняшний день каждая налоговая инспекция в споре с налогоплательщиком по возмещению НДС представляет собой серьезного противника. К тому же работа по выявлению, анализу и систематизации информации о возможных злоупотреблениях в сфере обложения НДС ведется налоговыми инспекциями рука об руку почти со всеми контролирующими органами.

Так, на уровне ФНС России утверждены соответствующие соглашения об информационном взаимодействии и сотрудничестве с Федеральной таможенной службой, Федеральной службой судебных приставов, МВД России, ФСБ России, Генеральной прокуратурой РФ, Центральным банком РФ, Федеральной регистрационной службой и т. д. Это позволяет налоговым инспекторам по запросам получать любую информацию, касающуюся деятельности налогоплательщика и заключенных им сделок. Выясняется все, вплоть до того, когда и на каком самолете прилетел директор поставщика для заключения договора, и отражены ли в бухгалтерском и налоговом учете компании командировочные расходы по данной поездке.


Налоговые органы превратились в мощную аналитическую службу, и налоговые проверки все больше приобретают характер "Экономических расследований".


С недавних пор в ряде региональных налоговых управлений стали создаваться целые информационные базы о недобросовестных налогоплательщиках, замеченных в использовании схем, направленных на уклонение от уплаты налогов. Эти базы активно используются при проведении налоговых проверок.

В рамках расследования "карусельных схем"(*1), направленных на неправомерное возмещение НДС, инспекторы умудряются по цепочке проверить до 10 поставщиков, пока не найдут производителя товара, который приобрел налогоплательщик. Представляете, какой объем информации при этом собирается?

На этом фоне налоговые органы делают все для того, чтобы изменить судебную практику, которая, как известно, складывалась не в их пользу. По всей России юристы инспекций стали заводить на каждого судью карточки, в которых отражаются данные о количестве дел, рассмотренных им не в пользу налоговых органов. По итогам года вся картотека пересылается в ФНС России и далее в квалификационную коллегию судей для оценки действий тех судей, которые были замечены в принятии решений не в пользу бюджета.

Все это свидетельствует о том, что эпоха налогового романтизма уступила место налоговому реализму. Формализм и пассивность налогоплательщиков работают против них же, а потому пора решительно менять подходы и стандарты работы.

К войне готовься заранее. Моделируем будущее 

Понимание того, как на сегодняшний день работают налоговые органы и суды, каковы их требования и претензии, наводит на мысль о необходимости в кратчайшие сроки изменить сложившуюся у налогоплательщиков практику возмещения НДС. И начать следует, как говориться, "с первой ступеньки". Уже на этапе заключения сделок рекомендую с полной серьезностью отнестись к вопросу о возможном получении в будущем от государства налоговых преференций. Для этого спрогнозируйте, каковы ваши шансы получить возмещение НДС по конкретной хозяйственной операции. Если окажется, что основным доводом при отказе в возмещении НДС будет уверенность налоговых органов в вашей недобросовестности, которая, как правило, обусловлена тем, что поставщик не представил налоговую отчетность, он отсутствует по месту нахождения и т. д., то именно с этого направления и нужно начать.

Во-первых, надо проявлять чрезмерную осмотрительность и проверять правоспособность своих контрагентов. Несмотря на то, что налогоплательщик в силу правовой позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в определении от 16.10.03 № 329-О, не несет ответственности за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет, для любой компании аксиомой должно стать следующее: если налогоплательщик не проявил необходимой осмотрительности в выборе контрагента, то безответственная деятельность предприятий-поставщиков может помешать ему возместить суммы НДС, уплаченные в составе цены за приобретенный товар. Поэтому еще при выборе поставщиков необходимо истребовать у них определенные документы, чтобы после совершения хозяйственных операций по сделкам оперативно и безболезненно получить возмещение налога.


Определение Конституционного Суда РФ от 16.10.03 № 329-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Экспорт-Сервис" на нарушение конституционных прав и свобод положениями абзаца первого пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации».


До заключения сделки лучше ознакомиться со следующими документами:
• со свидетельством о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
• со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе (дополнительно целесообразно проверять ИНН поставщика на сайте соответствующего налогового управления на предмет его действительности);
• с документами, подтверждающими надлежащие полномочия лиц на подписание договоров, актов и т. д. (например, с решением общего собрания о назначении директора, с выпиской из единого реестра юридических лиц, с доверенностью и т. д.);
• с документами об отсутствии задолженности по уплате в бюджет налогов и сборов (с соответствующей справкой из налогового органа);
• с другими документами.

По возможности сделайте копии этих документов. Для удобства использования в работе полученной информации сформируйте картотеку, в которой будут храниться данные о каждом контрагенте.

Если получить документы не удастся, направьте запрос в налоговый орган по месту нахождения поставщика о получении выписки из единого государственного реестра юридических лиц об этой компании. Заплатив 400 руб., вы уменьшите свои налоговые риски; претензии со стороны налоговых органов могут выражаться в сумме, в сотни раз большей, если, например, поставщик окажется фирмой-однодневкой.

Во-вторых, надо позаботиться о достаточной документальной, экономической и правовой аргументации необходимости осуществления налогоплательщиком хозяйственной операции, в особенности, если сделка имеет малую наценку и рентабельность, особую географию ее совершения, взаимозависимость участников и т. д. Для этого следует своевременно издавать соответствующие приказы о проведении маркетинговых исследований, фиксировать полученные результаты в локальных актах, составлять и утверждать бизнес-планы, экономические заключения и иные документы.

На этапе проведения налоговой инспекцией камеральной проверки представленной вами декларации по НДС, либо при проведении выездной проверки, по требованию налогового органа или самостоятельно, рекомендую представить в налоговый орган аналитическую записку с приложением указанных документов. В ней должны быть изложены обоснования и аргументы, способные убедить налогового инспектора в том, что сделка имеет разумную деловую цель и направлена на извлечение прибыли.

Такого рода меры, несомненно, только укрепят положительный имидж налогоплательщика в глазах налогового инспектора. Причем эффективность будет выше, если проводить подобную политику на уровне компании в целом, а не взваливать, как это обычно бывает, все на одного бухгалтера.

Наверх
Афоризмы

С.Г. ПепеляевНалог не побуждает зарабатывать, он лишь претендует на долю заработанного.

С.Г. Пепеляев

Новости и факты
Дизайн: Наталия Ермакова 

Адрес: Россия, 620075, Екатеринбург, проспект Ленина, 69/6.
Карта проезда
Телефон/факс: +7 (343) 211 02 01
E-mail:infodogardashev.ru

Корпоративный портал

Всероссийский конкурс интернет-порталов "Золотой сайт"

Портал

 

© 2003-2009. Все права защищены.
ООО «Юридическая фирма
«АРДАШЕВ и ПАРТНЕРЫ»