Версия для печати
19.12.2006 Рассылка №87
2007 год: Новый формат выездных проверок филиалов организаций
и новшества при истребовании документов
Автор: М. Гордон
В преддверии окончания финансового года ООО «Юридическая фирма «Ардашев и партнеры» продолжает публикацию статей, посвященных анализу ключевых и основополагающих нововведений, принятых на основании Федерального закона РФ от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования».
На этот раз разговор пойдет о нововведениях, касающихся проведения выездных налоговых проверок филиалов и представительств организаций, а также о новшествах при истребовании документов в рамках проведения налоговых проверок. Напомним, что рассматриваемые изменения вступят в силу с 1 января 2007 г.
Выездная налоговая проверка филиалов и представительств
Налоговый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения законодательства о налогах и сборах. Однако поскольку в предусмотренном НК РФ порядке обособленные подразделения организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих обособленных подразделений, возникает необходимость их проверки.
В этой связи, для организаций, имеющих филиалы и (или) представительства или планирующих их создать, в целях обеспечения эффективного планирования налоговых рисков, следует учитывать следующие изменения, касающиеся выездных налоговых проверок филиалов и (или) представительств.
Прежде, чем коснуться содержания изменений, хотелось бы обратить ваше внимание на то, что объектом выездной проверки может выступать не каждое территориально обособленно выделенное подразделение организации, а только филиал (или) представительство, создание которых отражено в учредительных документах организации.
Обособленные подразделения юридических лиц, в отношении которых не проведена процедура оформления в соответствии с п. 3 ст. 55 ГК РФ, но которые осуществляют на определенной территории все или часть функций юридического лица, в качестве субъекта налогового контроля при проведении выездных налоговых проверок выступать не могут. Это, однако, не означает, что такие обособленно выделенные подразделения останутся без внимания со стороны проверяющих. Они подлежат проверке в рамках организации в целом.
Изменения, внесенные ФЗ № 137-ФЗ, для удобства восприятия мы изложили в форме таблицы. Суть их сводится к следующему.
|
|
В настоящее время (действующая редакция НК РФ) |
С 1 января 2007 года (НК в редакции ФЗ № 137-ФЗ) |
1. |
Виды выездных проверок филиалов |
а) проверка филиала, в рамках проведения проверки организации б) самостоятельная проверка филиала |
а) проверка филиала, в рамках проведения проверки организации б) самостоятельная проверка филиала |
2. |
Сроки проверки |
а) Если проверка филиала проводится в рамках проверки организации, то срок проверки филиала самостоятельного значения не имеет. Он влияет лишь на исчисление общего срока проверки организации. Общий срок проверки – 2 месяца увеличивается на 1 месяц на проведение проверки каждого филиала. То есть, к примеру, на проверку организации и 23 ее филиалов, налоговому органу может быть предоставлено 25 месяцев. б) Для проведения самостоятельной проверки филиала установлен общий срок – 2 месяца (3 месяца), аналогичный сроку проверки организации в целом.
|
а) В рамках проверки организации проверка филиалов должна проводиться в течение общего срока проверки организации – 2 месяца (4 месяца, 6 месяцев) независимо от количества филиалов. б) Самостоятельная проверка филиала должна быть проведена налоговым органом в срок, не превышающий 1 месяц. Продление данного срока не предусмотрено. |
3. |
Предмет проверки |
НК РФ не установлено ограничений по предмету проверки, то есть проверяться в формате выездной проверки филиала может правильность исчисления и уплаты любых налогов, установленных и введенных на территории РФ. |
Правильность исчисления и своевременность уплаты региональных и (или) местных налогов, таких как налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог, земельный налог. |
4. |
Периодичность проверки |
Ограничений по количеству самостоятельных выездных проверок филиалов в течение календарного года не установлено. |
Самостоятельная выездная проверка филиалов может проводиться не более 2-х раз в течение года. |
Истребование документов при проведении проверок
Любая проверка не обходится без истребования от налогоплательщиков документов.
Те налогоплательщики, которые так или иначе сталкивались с подобной процедурой, знают, что подобный инструмент в руках налоговых органов является основным средством сбора информации о налогоплательщике, который позволяет своевременно реагировать на признаки возможного совершения налоговых правонарушений.
Изменения, внесенные ФЗ № 137-ФЗ, не без оснований коснулись данной формы оперативного налогового контроля.
О форме представления документов
Согласно действующей редакции ст. 93 НК РФ лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в виде заверенных должным образом копий. При этом порядок заверения копий не определен.
С 2007 г. в силу установленных требований, копии документов организации необходимо будет заверять подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации.
В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов (абз. 3 п. 2 ст. 93 НК РФ). По нашему мнению, предложить налоговому органу такой вариант поведения налогоплательщик вправе в тех ситуациях, когда, например, объем истребуемых документов значителен.
О сроке предоставления документов
С 2007 г. срок на предоставление документов в рамках камеральной или выездной налоговой проверки увеличен с 5 до 10 дней.
При этом учитывая положения ст. 6.1. НК РФ (в редакции ФЗ № 137-ФЗ) данный срок будет исчисляться в рабочих днях, а выходные и нерабочие праздничные дни, в расчет при его исчислении приниматься не будут.
Еще одним положительным моментом, связанным с исчислением указанного срока, является установление процедуры его продления.
Если налогоплательщик в силу каких-либо причин не имеет возможности представить истребуемые налоговым органом документы в указный в требовании срок, он на основании абз.2 п. 3 ст. 93 НК РФ вправе письменно уведомить проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в установленный срок документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.
В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков (абз.3 п. 3 ст. 93 НК РФ).
продолжение следует…
Ведущий специалист по налоговому праву
ООО «Юридическая фирма «Ардашев и Партнеры»
Гордон Максим Владимирович
Наверх