Версия для печати
Про проверки, и не только. Изменения в Налоговом кодексе
Про проверки, и не только. Изменения в Налоговом кодексе
«Упрощенка», N 10, октябрь 2006 г.
В послании президента Федеральному Собранию 2005 года было строго заявлено о необходимости освободить бизнес от неоправданного давления со стороны налоговых служб. На этой волне был принят Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ, призванный усовершенствовать налоговое администрирование
Положения Федерального закона от 27.06.2006 N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» (далее - Закон N 137-ФЗ) за небольшими исключениями вступают в силу с 1 января 2007 года. Мы рассмотрим изменения, затронувшие первую часть Кодекса, касающуюся всех без исключения налогоплательщиков.
Закон N 137-ФЗ содержит множество технических поправок к отдельным статьям, не меняющих сути норм, но делающих их более внятными.
Самое основное - фактически заново переписан порядок проведения налоговых проверок. Напомним, в президентском послании Федеральному Собранию говорилось, что «приоритетом в деятельности налоговых органов должна стать проверка исполнения налогового и таможенного законодательства, а не выполнение каких бы то ни было планов по сбору налогов и пошлин». Задача - найти «такие формы погашения налоговой задолженности прошлых лет, которые обеспечивали бы интересы государства, но не разрушали бы экономику и не загоняли бизнес в тупик». Фискальные органы, по высказыванию главы государства, «должны работать ритмично, своевременно реагировать на допущенные нарушения, при этом главное внимание уделяя проверкам текущего периода». Так должно быть в идеале. Проанализируем, что же предприняли наши законодатели.
Права и обязанности налогоплательщиков
Сначала о том, что приобретут налогоплательщики с вступлением в силу Закона N 137-ФЗ.
Действующей редакцией статьи 21 закреплены права граждан и организаций требовать соблюдения налоговой тайны (подп. 13 п. 1) и возмещения убытков, причиненных должностными лицами налоговых органов (подп. 14 п. 1). Требовать-то можно, а вот какое это должно возыметь действие, непонятно. С нового года налогоплательщикам гарантируется конфиденциальность сведений об их доходах и уже полная компенсация убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
Важный момент: теперь (с 1 января 2007 года) налогоплательщики смогут участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов. Кстати, нарушение этой нормы явится основанием, позволяющим отменить решение о привлечении к ответственности (п. 14 ст. 101*).
Знаком * отмечены статьи новой редакции Налогового кодекса
А какие права утеряны? Право на получение налогового кредита. Кстати, термин «налоговый кредит» вообще исключен из текста Кодекса.
Теперь об обязанностях. Их тоже прибавится. Так, в трехдневный срок нужно будет сообщать в налоговые органы не только о реорганизации, но и о ликвидации предприятия (подп. 4 п. 2 ст. 23*).
Согласно новой редакции Кодекса с 1 января 2007 года нотариусы и адвокаты приобретут отдельный статус, выйдя из состава индивидуальных предпринимателей (ст. 11*)
Внимание! Срок, в течение которого налогоплательщики обязаны уведомлять налоговиков об открытии и закрытии счетов, уменьшится с 10 до 7 дней. Это касается и индивидуальных предпринимателей, которым придется информировать не только о своих расчетных счетах, но и о любых других (в том числе лицевых), используемых для предпринимательской деятельности. Не забыты и нотариусы с адвокатами. В их обязанности также входит письменное оповещение налоговых органов об открытии (закрытии) счетов, правда, срок этому не определен.
Сообщать о создании или закрытии обособленных подразделений необходимо будет в налоговую инспекцию по месту нахождения организации. Такое уточнение содержится в подпункте 3 пункта 2 статьи 23*.
И еще. Законодательно закреплена обязанность хранить в течение четырех лет данные не только бухгалтерского, но и налогового учета (подп. 8 п. 1 ст. 23*). То же самое относится теперь и к налоговым агентам (подп. 5 п. 3 ст. 24*). Напомним, что по старым правилам налоговые агенты не отвечали за сохранность документов ни бухгалтерского, ни налогового учета (п. 3 ст. 24).
Ситуация. Ссылка на официальные органы... наказуема?
В новой редакции Налогового кодекса сохранилось положение о том, что налогоплательщики, которые определяли налог согласно письменным разъяснениям официальных органов, освобождаются от ответственности (подп. 3 п. 1 ст. 111*). Кроме того, на образовавшуюся недоимку пени теперь тоже не начисляются (п. 8 ст. 75*). Но сделана оговорка: указанное положение недействительно, если разъяснения финансового, налогового или иного уполномоченного органа основаны на неполной или недостоверной информации.
Чем это чревато для налогоплательщиков? Они могут оказаться беспомощными в спорной ситуации, если налоговики станут утверждать, что не знали и не учли нюансов, а потому их рекомендации не являются оправданием.
Но самое главное, какая теперь польза от публикации писем того же Минфина, если ответы в них только на чьи-то конкретные запросы?
Права и обязанности налоговых органов
На налоговые органы возлагаются новые обязанности. Например, следующие:
- сообщать при регистрации банковские реквизиты для налоговых платежей и в дальнейшем информировать обо всех их изменениях (подп. 6 п. 1 ст. 32*);
В новую редакцию Кодекса введено правило: срок, который специально не установлен в календарных днях, исчисляется в днях рабочих
- выписывать справки о состоянии налоговых расчетов в течение пяти дней со дня поступления запроса (подп. 10 п. 1 ст. 32*);
- осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку уплаченных налогов, сборов, пеней, штрафов (подп. 11 п. 1 ст. 32*);
- выдавать по заявлению налогоплательщика копии постановлений, принятых в отношении этого налогоплательщика (подп. 12 п. 1 ст. 32*).
Кроме того, подпунктом 5 пункта 1 статьи 32* окончательно утвержден приоритет Минфина в разрешении налоговых проблем.
А вот прав, которыми налоговики располагали согласно статье 31, поубавится. Например, больше не в их компетенции контролировать, соответствуют ли крупные расходы физических лиц их доходам. Не смогут они предъявлять и судебные иски о признании недействительной госрегистрации юридического или физического лица в качестве предпринимателя либо о ликвидации фирм.
Проверки: до и после
Как мы уже сказали, порядок налоговых проверок, оформления результатов и принятия решения очень сильно изменен. Заметим, что новые правила будут действовать только для проверок, начатых после 31 декабря 2006 года. Так в чью же пользу окажутся изменения: налоговиков или налогоплательщиков?
См. пункты 13 и 14 статьи 7 Закона N 137-ФЗ
Камеральные проверки
Итак, основные новшества.
Во-первых, сильно урезан перечень документов, требуемых от налогоплательщика в ходе камеральной проверки. Фактически осталось всего четыре вида (ст. 88*):
Изменение в пользу налогоплательщиков: налоговики не смогут под видом камеральной проверки проводить выездную
- документы, подтверждающие право на налоговые льготы (п. 6);
- обязательные приложения к налоговой декларации, не поданные вместе с отчетностью (п. 7);
- документы, подтверждающие согласно статье 172 право на вычеты по НДС (п. 8);
- документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов (п. 9).
Во-вторых, изменилась дата, с которой начинается отсчет срока проверки. Если сейчас три отведенных по закону месяца начинаются с момента представления декларации и затребованных налоговиками документов (абз. 2 ст. 88), то с 1 января это будет день сдачи декларации и прилагаемых документов (п. 2 ст. 88*).
Изменение в пользу налогоплательщиков: налоговики не смогут затягивать проверку
Поясним, в чем здесь разница. В настоящее время ситуация следующая: инспектор начинает проверку, требует важные с его точки зрения документы, получает их и с этого дня отсчитывает трехмесячный срок. С 1 января 2007 года налогоплательщик представит декларацию и обязательные документы, и если начнется камеральная проверка, то через три месяца после сдачи отчетности независимо от того, понадобятся ли инспектору дополнительные документы, она должна быть уже завершена. Безусловно, если к декларации сразу не приобщить все нужные документы, срок станет отсчитываться с момента их подачи в налоговую инспекцию.
Изменение в пользу налогоплательщиков - возможность отстаивать свою точку зрения, пользуясь материалами проверки, до вынесения окончательного решения; отсрочка санкций
В-третьих, налоговики будут обязаны составить в 10-дневный срок акт по итогам камеральной проверки (ст. 100*). Налогоплательщики, не согласные с изложенными в нем фактами, смогут их обжаловать. На это им отведено 15 дней (п. 6 ст. 100*). Еще 10 дней (в исключительных случаях - месяц) дается налоговым органам для заключения (п. 1 ст. 101*). Получается, что со дня окончания проверки до «приговора» может пройти от 17 до 35 дней.
Таким образом, в теории изменения по камеральным проверкам, несомненно, выгоднее налогоплательщикам, нежели налоговикам. Что будет на практике - увидим.
Выездные проверки
В новой редакции Кодекса сказано, что выездные проверки проводятся на территории налогоплательщика, но если проверяемый не может выделить инспекторам отдельное помещение, их можно осуществлять в инспекции (п. 1 ст. 89*).
Проверка не может продолжаться более двух месяцев с того дня, как принято решение. В отдельных случаях этот срок может быть увеличен до четырех или шести месяцев. А вот что за такие отдельные случаи, нам расскажет ФНС России - ей это и «отдано на откуп» (п. 6 ст. 89*).
Увеличение числа проверок возможно только по решению руководителя ФНС России
Отличная новость для налогоплательщиков: в течение года не может быть больше двух выездных проверок (п. 5 ст. 89*)! Причем повторные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период недопустимы, кроме случаев, когда их назначает:
а) вышестоящий орган для контроля инспекции;
б) руководитель инспекции после подачи налогоплательщиком уточняющей декларации с уменьшенной суммой налога.
Кстати, штрафов по результатам повторной проверки не будет, если только не докажут факт сговора налогоплательщика с должностным лицом, проводившим первоначальную проверку.
Наличие филиалов и представительств больше не является поводом для увеличения числа посещений фининспектора. Впрочем, это изменение (как и другие, касающиеся проверок на периферии) «упрощенцев» не затронет - у них таких подразделений попросту не может быть (п. 3 ст. 346.12*).
Обнадеживает, что наконец определены основания, по которым выездную проверку можно приостановить (п. 9 ст. 89*). До сих пор этот процесс не был законодательно урегулирован и налоговые органы, исходя, по-видимому, из принципа «не запрещено - значит, разрешено», вовсю этим пользуются. Проверки, неоднократно приостанавливаемые, растягиваются на неопределенный срок, что явно не способствует «душевному здоровью» налогоплательщиков. Теперь затормозить проверку можно будет только для того, чтобы:
Не более одного раза по каждому лицу, у которого запрашиваются документы
- истребовать документы у контрагентов налогоплательщика (для встречной проверки);
- получить информацию от иностранных госорганов;
- перевести документы с иностранного языка;
- организовать экспертизу.
Срок может быть увеличен еще на три месяца, если не получен ответ от иностранных госорганов
Установлено: общий срок, на который можно приостановить проверку, можно увеличить не более чем на шесть месяцев. В это время налоговики не имеют права обращаться к налогоплательщику за дополнительными документами и проводить какие-либо действия, связанные с проверкой, на его территории. При этом налогоплательщику должны быть возвращены все подлинники, за исключением изъятых в ходе выемки.
После проверки, как и прежде, составляется справка. В ней проверяющий фиксирует предмет и сроки проверки. Есть новость: справка обязательно передается налогоплательщику или его представителю (п. 15 ст. 89*).
На первый взгляд, нормы, касающиеся выездных проверок, изложены ясно и подробно. Но опять же время покажет, как это все поспособствует «прекращению налогового террора».
Общие изменения
Уточнен порядок представления документов, теперь одинаковый для всех проверок. Единственное, при камеральных проверках он будет касаться исключительно документов, которые может запросить проверяющий (см. выше). Получив требование, налогоплательщик должен предъявлять документы уже в течение не пяти, а десяти дней. Если покажется, что времени недостаточно, он имеет право назвать реальный для него срок. Сделать это необходимо на следующий день после получения требования (п. 3 ст. 93*).
Правда, налоговики все равно могут отказать в продлении сроков
Такая деталь. Теперь решение об ответственности за налоговые нарушения будет вступать в силу не сразу, а спустя десять дней со дня передачи налогоплательщику (п. 9 ст. 101*). И то лишь если налогоплательщик не подал апелляцию (ст. 101.2*). В противном случае - со дня утверждения вышестоящим налоговым органом.
Кстати, об апелляциях. С 1 января 2009 года начнет действовать пункт 5 статьи 101.2*, предписывающий обязательное досудебное обжалование решения в вышестоящем налоговом органе. Но два года - это слишком большой срок для нас. Глядишь, все еще и переменится.
Штрафы, пени, недоимки
Данный порядок будет распространяться на решения о санкциях, принятые после 31 декабря 2006 года
А вот здесь налогоплательщиков ждет разочарование: налоговики получили право взыскивать любые суммы штрафов во внесудебном порядке (п. 1 ст. 104*). Исключение составляют следующие случаи:
- наказывается физическое лицо, не зарегистрированное в качестве предпринимателя;
- истек срок на внесудебное взыскание штрафа (два месяца после даты, указанной в требовании о его уплате).
Приостановление банковских операций и прочие обеспечительные меры
После того как принято решение привлечь налогоплательщика к ответственности, к нему могут быть применены обеспечительные меры (п. 10 ст. 101*):
а) запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества, начиная с недвижимости и заканчивая самым ликвидным - готовой продукцией, сырьем и материалами;
Еще один довод в пользу ведения «упрощенцами» бухучета
б) приостановление операций по банковским счетам. Возможно только при условии, что совокупная стоимость имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы штрафов (пеней, недоимок).
Обеспечительные меры назначают именно в указанной последовательности: имущество - деньги. Налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с просьбой заменить ему установленную меру банковской гарантией, залогом ценных бумаг или поручительством третьего лица (п. 11 ст. 101*). Хотя окончательное решение будет за налоговиками.
Имейте в виду, что за несвоевременную подачу декларации налоговики сразу могут заблокировать банковские счета (п. 3 ст. 76*). Руководитель инспекции вправе определить такую меру в течение 10 дней после окончания срока сдачи отчетности.
На заметку. Ошибка ошибке рознь
Из-за неверного КБК в налоговой платежке пени больше не последуют (вопреки настояниям финансового и налогового ведомств). С 1 января 2007 года согласно пункту 4 статьи 45* НК РФ будет считаться, что налогоплательщик не уплатил налог, если при заполнении платежки он неправильно указал номер счета управления Федерального казначейства или наименование банка (поля 15 и 13). Любые другие ошибки, в том числе в КБК, во внимание не принимаются.
Если бухгалтер обнаружит «ненаказуемую» ошибку, ему следует подать заявление в инспекцию, приложив документы об уплате (п. 7 ст. 45*)
Особый статус авансовых платежей
Решен еще один больной вопрос: как наказывать за неуплату авансовых налоговых платежей. И трудно сказать, в чью пользу. С одной стороны, наконец-то признали: несвоевременная уплата авансовых платежей не является основанием для привлечения к ответственности, то есть штрафов не повлечет. С другой стороны, нельзя признать победу полной, так как на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей все же будут начисляться пени (п. 3 ст. 58*).
Зачет и возврат налогов, пеней, штрафов
С 1 января 2007 года можно будет зачесть переплаченный налог в задолженности по пеням и штрафам (п. 1 ст. 78*), а не только в недоимке или в предстоящих налоговых платежах, как было до сих пор. Кроме того, появилась возможность учесть или возвратить излишек не только по налогу, но и по авансовым платежам и даже штрафам (п. 14 ст. 78*).
Есть и еще дополнение: если зачет в предстоящих платежах будет, как и сейчас, проводиться только на основании заявления налогоплательщика, то зачет в недоимке возможен и по инициативе самих налоговиков (п. 5 ст. 78*).
С месяца до 10 дней сократили срок, в течение которого налоговые органы обязаны уведомить налогоплательщика о факте и сумме переплаты (п. 3 ст. 78*). Этот же срок - при излишнем взыскании налога, пеней или штрафов (п. 4 ст. 79*).
Сейчас срок для решения о зачете составляет пять дней, о возврате - две недели
В течение тех же 10 дней со дня получения заявления от налогоплательщика (или со дня подписания акта сверки) налоговики обязаны принять решение о зачете или возврате (п. 5 ст. 78*, п. 2 ст. 79*).
Но, наверное, самая главная новость для налогоплательщиков вот эта. С 2008 года засчитывать налоги начнут по их видам (федеральные, региональные, местные), а не по уровням бюджетов (п. 1 ст. 78*). Чем это обернется для «упрощенцев»? А вдруг станет возможным спокойно, без судебных проволочек, засчитывать авансовые платежи по единому налогу, перечисленные в течение года, в минимальном налоге?
Сегодня такое практически нереально из-за того, что налоги распределяют по разным бюджетам
К сожалению, вряд ли. Дело в том, что налоги при «упрощенке» (единый и минимальный), так же как и ЕНВД, ЕСХН, не относятся ни к федеральным, ни к региональным, ни к местным (ст. 13, 14 и 15). Они связаны со специальными режимами, о которых новая формулировка пункта 1 статьи 78* не содержит ни слова. Поэтому вопрос, мучающий всех, у кого объект налогообложения доходы минус расходы, по-прежнему остается открытым.
Налоговая отчетность
«Спецрежимники»! Упразднены отчеты по налогам (сборам), от которых вы освобождены. Теперь ни один инспектор не посмеет потребовать «нулевую» декларацию, например, по НДС (п. 2 ст. 80*).
С 1 января 2007 года на данную форму переходят предприятия, среднесписочная численность которых по состоянию на 01.01.2007 превышает 250 человек
Кроме того, в ближайшее время Минфин России должен разработать специальную форму декларации для налогоплательщиков, не ведущих финансово-хозяйственную деятельность. Даже не верится, что кипу бланков с прочерками заменит один-единственный документ.
И последнее. С 1 января 2008 года для предприятий, где работает более 100 человек, вводится повсеместная сдача отчетности в электронном виде. Но к «упрощенцам» это никакого отношения не имеет - такого штата у них не бывает (подп. 15 п. 3 ст. 346.12).
К.Н. Аладышева,
эксперт журнала «Упрощенка»
Наверх