Версия для печати
Доклад Еремеевой Т.В.
Еремеева Татьяна Викторовна,
генеральный директор ООО Финансово-правовая группа «ПокровЪ» (Челябинск)
Анализ рынка юридических услуг в г. Челябинске: наблюдения, специфика, тенденции
тезисы доклада
Одной из основных особенностей и проблем рынка юридических услуг является его информационная закрытость (нет ни одного рейтинга, который отражал бы состояние данного рынка), высокая доля и преобладание теневых контрактов. Многие аналитики этого рынка отмечают, что сколько-нибудь систематизированные данные о российском рынке юридических услуг отсутствуют, его объем пока не оценен, и о его емкости можно пока судить лишь по косвенным данным. Никто не может назвать точное количество денег, которые сейчас обращаются в секторе юридических услуг. Рынок остается полупрозрачным. Основная причина сложившейся ситуации в том, что в России гонорары юристам определяются исключительно на основе договоренности сторон. Часто используется бонусная система, когда доход юриста устанавливается в процентном отношении от выигранной суммы. Клиенты юридических компаний далеко не всегда горят желанием открыто говорить о своих реальных доходах. И сами крупные компании о своих прибылях предпочитают не распространяться.
В то же время рынок находится на стадии роста, что подтверждается как отмечаемым многими повышением спроса на юридические услуги, так и ростом оборотов многих юридических компаний. Это приводит к обострению конкуренции, а для региональных рынков – потенциальных угроз со стороны московских и зарубежных компаний.
Стоимость высококачественных юридических услуг имеет тенденцию к постепенному повышению. В первую очередь это касается достаточно крупных компаний, оказывающих широкий спектр услуг. По оценкам некоторых экспертов, за 2005 год стоимость хорошего юриста на рынке выросла от 30 до 50%.
Что касается маленьких фирм и юристов-одиночек, то у них цены держатся приблизительно на одном уровне и склонны, скорее, к понижению. Число таких фирм очень велико, они предоставляют типовые, стандартные услуги, и именно в этой сфере наблюдается наиболее жесткая конкуренция. Юридическим компаниям становится тесно, и многие фирмы лопаются под натиском конкуренции. Из-за демпинга новичков игроки придерживаются минимальных тарифов на самые популярные услуги (например, по регистрации предприятий).
Аналитики выделяют следующие основные тенденции развития рынка:
1. Обострение конкуренции между субъектами рынка юридических услуг;
2. Усиление роли иностранных юридических фирм на рынке юридических услуг;
3. Появление российских юридических фирм-брендов;
4. Расширение спектра предлагаемых услуг и диверсификация видов деятельности.
Сегодня на рынке действует большое количество компаний совершенно разного уровня. В нашем регионе, по оценкам специалистов, крупных фирм со среднегодовой выручкой от 500 тыс. руб. в месяц в Екатеринбурге, например, не более 20, в Челябинске – не больше десятка. У каждой из них сложился свой круг клиентов, наработаны связи с крупными холдингами. Все еще нередки случаи, когда юридические услуги оказывают лица, даже не имеющие юридического образования.
Аналитики выделяют следующие факторы повышения конкурентоспособности юридической компании:
1. Повышение маркетинговой активности (создание бренда, выстраивание связей с общественностью).
Большинство экспертов сходятся во мнении, что на выбор клиентом юридической фирмы и установление доверительных отношений с ним влияет, прежде всего:
-
прозрачность фирмы;
-
наличие высоких стандартов, корпоративной культуры, приверженность моральным ценностям и традициям;
-
безукоризненная работа на рынке, победы сотрудников фирмы;
-
прекрасные рекомендации.
Однако, чтобы донести такую информацию до потребителя, прямой рекламы сложных и наукоемких юридических услуг и собственно бренда компании недостаточно. Необходимо, прежде всего, грамотно выстраивать информационные связи с общественностью, демонстрируя свою миссию, ее социальную значимость для общества и практическую ценность для целевой аудитории. При этом необходимым минимумом в успешной конкурентной борьбе является наличие внешних атрибутов:
2. Расширение спектра предоставляемых услуг, диверсификация видов деятельности.
В силу того, что наиболее жесткая конкуренция наблюдается в сфере типовых услуг, одним из основных конкурентных преимуществ становится расширение спектра предлагаемых услуг и постоянное освоение новых видов деятельности. Клиенту выгоднее сотрудничать с юридической фирмой на постоянной основе, для чего она должна обеспечить не только регистрацию предприятия, а оказывать содействие при лицензировании, осуществлять правовое сопровождение бизнеса, представительство в арбитраже и судах общей юрисдикции, затем, возможно, постановку и ведение бухгалтерского учета, аудит, другие виды консалтинга. Т.е. речь уже идет не только о чисто юридических услугах. Нередко при юридической конторе открывается еще и агентство недвижимости или даже охранное предприятие. С целью достижения конкурентных преимуществ компании постепенно осваивают большой рынок консультационных услуг, куда, кроме юристов и аудиторов, входят рекрутеры, частично риэлтеры, специалисты по IT-технологиям и различные консультанты по маркетингу и менеджменту.
Компания существенно повышает свою конкурентоспособность, если может полностью сопровождать финансово-хозяйственную деятельность предприятий-клиентов от создания до ликвидации. И конкурентная борьба в настоящее время уже идет не за бухгалтерское или юридическое сопровождение предприятия, а за клиента целиком.
3. Повышение качества предоставляемых услуг.
Сегодня важно не просто предоставить клиенту качественные услуги, но и сделать его общение с сотрудниками юридической фирмы приятным, удобным и комфортным. В силу неосязаемости услуг, крайне велика роль психологических и управленческих факторов - личное обаяние, талант, умение быстро найти суть проблемы, мастерство и предусмотрительность специалистов, которые мгновенно оцениваются взыскательным клиентом и являются залогом долгосрочного сотрудничества с ним.
4. Наличие в штате юридической фирмы адвокатов.
Адвокатские образования составляют реальную конкуренцию юридическим фирмам, обладая при этом существенным конкурентным преимуществом – правом ведения уголовных дел. Наличие в штате юридической фирмы адвокатов позволяет нивелировать это отличие, обеспечивать полное сопровождение финансово-хозяйственной деятельности существующих клиентов и привлекать новых.
5. Ориентация на малый и средний бизнес.
В настоящее время развитие малого и среднего бизнеса обеспечивает большую часть спроса на юридические услуги. В этой сфере постоянно появляются новые фирмы, многие из них в силу своей относительной молодости еще не имеют постоянного юридического консультанта, к тому же юристам играет на руку изменчивость законодательства. Крупные предприятий чаще всего имеют своих штатных юристов и обращаются за внешней помощью исключительно в сложных, нетипичных ситуациях, при этом большинство таких крупных и перспективных клиентов уже поделено между юридическими компаниями.
Наверх