Доклад Хвощинского А.В.
Хвощинский Александр Валерьевич,
научный директор АНО «Правовая экспертная инициатива «ЛигалСтадис.РУ» (г.Москва)
«Состояние и тенденции развития российского рынка юридических услуг.
Рецепция методов управления и опыта иностранных юридических фирм».
Тезисы доклада
I. Конкуренция
Основные группы, формирующие конкурентные предложения по отношению к деятельности специализированных российских организаций, оказывающих профессиональные юридические услуги:
1. Неюристы. Неюридический консалтинг, аудиторские и бухгалтерские услуги, иные непрофильные юридические услуги, совмещенные с предложениями по процедурам с юридическими последствиями (различные виды регистраций, получение лицензий и иных разрешений, ведение простейших административных и судебных споров).
Факторы риска: девальвация юридической услуги; отсутствие понимания ценности квалифицированной юридической консультации; неспособность или нежелание юридических фирм создавать и поддерживать конкурентные продукты.
2. Сами клиенты – усилиями «внутренних» юристов и иных специализированных подразделений.
Факторы риска: отсутствие общепринятой культуры обращения к услугам внешнего консультанта; отсутствие нацеленности юридических фирм на удовлетворенность клиента в области, где такое обращение было бы уместно и целесообразно; недостаточно внимательная и продуманная гонорарная политика юридических фирм.
3. Иностранные юридические фирмы (в первую очередь, в области юридических услуг для крупного бизнеса).
Факторы риска: великолепно поставленная работа по client care (управлению заказами в рамках системе заботы о клиенте), управлению персоналом и управлению прибыльностью; существенная капитализация брэнда; нацеленность на крупный бизнес – как международный, так и российский; амбиция по завоеванию до 70% общего объема рынка юридических услуг в России.
Самая главная проблема: они консультируют уже по российскому праву и не только иностранные компании, т.е занимают традиционный рынок российских фирм.
Как результат – российские фирмы задумываются о рынке СНГ и развивающемся рынке юридических услуг вне центральных регионов России.
II. Со стороны спроса
1. Усиление спроса на право и на юридические услуги.
Факторы риска: осознание ценности квалифицированной юридической помощи, направленной на удовлетворение клиентов; отсутствие стандартов юридических услуг в рамках регулируемой корпорации; размывание операторов рынка юридических услуг; гонорарная политика, не соответствующая ожиданиям клиентов (например, возмещение гонорара представителя в порядке распределения судебных издержек); множественность востребованных услуг юридического плана вне правового поля.
2. Возрастающая «сложность» клиентов и их потребностей. Потребность в оказании услуг, нацеленных на определенную целевую группу.
Факторы риска: укрупнение бизнеса и движение в регионы не влечет за собой адекватную адоптацию предложений российских юридических фирм (региональная диверсификация; дефицит сетевых межрегиональных предложений; ожидания однородных стандартов в различных регионах); для среднего бизнеса – дефицит предложений, построенных по принципам отраслевой или строго территориальной специализации при соответствующей гонорарной политике.
III. Со стороны предложения: перспективы развития
1. Три сегмента рынка (пирамиды) юридических услуг: услуги с высокой ценностью – как вершина пирамиды; услуги с низкой ценностью – основа пирамиды; услуги со «средней» ценностью – центральная площадка развития.
2. Две основные тенденции – растущая «сложность» клиентов и реструктуризация (переосмысление) юридических фирм – ставят вопрос о новых стратегических решениях для обеспечения конкурентоспособности.
-
Тенденция для «классических» фирм – отход от «чистой» структуры, построенной по практикам, в пользу синергии практик и отделов, построенных с ориентацией на бизнес клиентов
-
Перестройка внутренних процессов (включая гонорарную политику) под «удобство» клиента
3. Небольшие и средние юридические фирмы (до 20-30 профильных сотрудников) могут искать решения для своего стратегического развития в нескольких формах:
-
укрупнение посредством слияния или поглощения с иными региональными фирмами, либо посредством создания межрегиональных фирм; это потребует существенной модернизации механизмов управления практиками и территориально обособленными офисами (разработка и внедрение единых стандартов client care, документооборота, управления персоналом и т.д.)
-
развитие через профильную специализацию (территориальную – с предложением аналогичных услуг в других регионах; отраслевую (как бизнес-отраслевую, так и с точки зрения отрасли права) – с целенаправленной кристаллизацией специального профиля фирмы; в последнем случае особое внимание – продуманной маркетинговой и гонорарной политике)
-
развитие горизонтальных межрегиональных сетей без слияния или поглощения, что также потребует сближения стандартов client care, документооборота, управление персоналом.
4. Вопрос экспансии быстроразвивающихся иностранных (международных) юридических фирм (консультирующих по российскому праву). В противовес этому должно быть заявлено развитие и обеспечение высоких единообразных стандартов оказания юридических услуг российскими фирмами:
-
Обеспечение качества исполнения посредством внедрения оптимальных систем найма, обучения, оценки и продвижения персонала
-
Повышение эффективности работы (развитие специальных и общих профессиональных навыков наряду с развитием знаний)
-
Усиление значения саморегулируемых организаций, определяющих свои задачи как продвижение и обеспечение высоких стандартов юридических услуг (особое внимание: адвокатское сообщество; саморегулируемые неадвокатские объединения – в отсутствие единства профессии). NB: «самоочищение рядов»!
-
Модернизация практики посредством внедрения протоколов client care, инструментов управления временем и управления поручениями, продуманной гонорарной политики
-
Поиск «общего языка» юридической практики в условиях формирующейся юридической профессии в России.
Наверх